ФОРМЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
(ПРОВЕРКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ)
для обучения детей по образовательным программам направления деятельности «Музыкальное»
· Исполнение подготовленной песни; пропевание сыгранного звука или определение его на инструменте в пределах октавы; определение количества звуков в гармоническом звучании интервала и аккорда;
· Повторение музыкальных фрагментов (попевок), предварительно исполненных экзаменатором
· Повторение хлопками ритмических рисунков, предложенных экзаменатором;
· Если ребенок имеет навыки игры на музыкальном инструменте, он может исполнить произведение из своего репертуара.
Система и критерии оценок, применяемых при отборе
Отбор детей для обучения по образовательным программам направления деятельности «Музыкальное» проводится в ходе вступительного прослушивания в форме творческих заданий. Выполнение творческих заданий оценивается по 10-балльной системе оценок, ранжированной по трем уровням:
• высокий уровень — 8 — 10 баллов;
• средний (нормативный) уровень — 4 — 7 баллов;
• низкий уровень — 1 — 3 баллов.
Критерии оценок по видам творческих заданий:
I. Музыкальный слух
Спеть заранее подготовленную несложную песню.
Высокий уровень:
10 баллов – безупречно чистое, ритмически точное и выразительное исполнение подготовленной песни;
9 баллов – в целом чистое, ритмически точное исполнение подготовленной песни, возможны 1-2 небольшие погрешности;
8 баллов — в целом чистое, ритмически точное исполнение подготовленной песни, возможны 1-2 несущественные интонационные и (или) ритмические ошибки.
Средний (нормативный) уровень:
7 баллов – допускаются 1-2 существенные интонационные и (или) ритмические ошибки, при этом мелодическая линия, в целом, воспроизведена верно;
6 баллов – допускаются 2-3 существенные интонационные и (или) ритмические ошибки, при этом мелодическая линия, в целом, воспроизведена верно;
5 баллов – допускаются 3-4 существенные интонационные и (или) ритмические ошибки, при этом мелодическая линия, в целом, воспроизведена верно;
Низкий уровень:
4 балла – мелодическая линия воспроизведена приблизительно, интонация
«плавающая», допускаются существенные интонационные и (или) ритмические ошибки;
3 балла – мелодическая линия воспроизведена неверно, допускаются грубые интонационные и (или) ритмические ошибки;
2 балла – мелодекламация на 1-3 звуках при сохранении общей ритмической структуры мелодии;
1 балл – интонирование отсутствует (фактически произносится текст), ритмическая структуры мелодии не сохранена.
II. Память
Повторить (спеть на нейтральный слог) музыкальный фрагмент (попевку), предварительно исполненный экзаменатором.
Высокий уровень:
Заданный фрагмент высокой сложности включает: опевание, поступенное движение и скачки (на кварту, квинту, малую или большую сексты), исполнение мелодических линий в диапазоне октавы («Серенькая кошечка», «По малину в сад пойдем», «Тень-тень», «Жили у бабуси», «Ходит Вова маленький», «Маленькой ёлочке»).
10 баллов – чистое, ритмически точное и выразительное исполнение фрагмента с первого проигрывания;
9 баллов – в целом чистое, ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 небольшие погрешности, 1-2 проигрываний;
8 баллов – в целом чистое, ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 негрубые интонационные и (или) ритмические ошибки.
Средний (нормативный) уровень:
Заданный фрагмент средней (нормативной) сложности включает: поступенное движение (вверх — вниз по направлению к тонике) в сочетании со скачком в удобном для ребёнка диапазоне («На зеленом лугу», «Вышла курочка гулять», «Зайчик, ты, зайчик»).
7 баллов – чистое, ритмически точное и выразительное исполнение фрагмента с первого проигрывания, возможно, с минимальными неточностями;
6 баллов – в целом чистое, ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 небольшие погрешности, 1-2 проигрываний;
5 баллов – в целом чистое, ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 негрубые интонационные и (или) ритмические ошибки.
Низкий уровень:
Заданный фрагмент низкой сложности включает: поступенное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тонике в диапазоне 3-5 звуков («Серый кот у ворот», «Василек», «Утром я встаю, песенку пою»).
4 балла – в целом чистое, ритмически точное и выразительное исполнение фрагмента с первого проигрывания, возможно, с небольшими неточностями; 3 балла – интонационно неточное исполнение фрагмента с существенными интонационными и (или) ритмическими ошибками, 1-2 проигрывания;
2 балла – мелодекламация на 1-3 звуках при сохранении общей ритмической структуры мелодии;
1 балл — интонирование отсутствует (фактически произносится текст).
III. Чувство метроритма
Повторить (прохлопать) вслед за экзаменатором ритмический рисунок, протяженностью 2-4 такта.
Высокий уровень:
Заданный фрагмент высокой сложности включает: ритмические фрагменты объемом 4 такта в размере 2/4, ясной структуры, с запоминающимся ритмическим рисунком, который может включать такие сложности как группы восьмых с шестнадцатыми, короткий пунктирный ритм, синкопы.
10 баллов – абсолютно ритмически точное исполнение фрагмента с первого прослушивания;
9 баллов – в целом ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 небольшие погрешности, исправленные самостоятельно после второго прослушивания;
8 баллов – в целом ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 ритмические ошибки, исправленные после второго прослушивания самостоятельно или с помощью преподавателя (возможно – с помощью подтекстовки).
Средний уровень:
Заданный фрагмент средней (нормативной) сложности включает: ритмические фрагменты объемом 4 такта в размере 2/4, простой ритмической структуры, с легко запоминающимся ритмическим рисунком, который может включать группы из четырех шестнадцатых, долгий пунктирный ритм, простейшую синкопу.
7 баллов – абсолютно ритмически точное исполнение фрагмента с первого прослушивания;
6 баллов – в целом ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 небольшие погрешности, исправленные самостоятельно после второго прослушивания;
5 баллов – в целом ритмически точное исполнение фрагмента, возможны 1-2 ритмические ошибки, исправленные после второго прослушивания самостоятельно или с помощью преподавателя (возможно – с помощью подтекстовки).
Низкий уровень:
Заданный фрагмент низкой сложности включает: ритмические фрагменты объемом 2 такта в размере 2/4, простейшей ритмической структуры, включающий ровные восьмые, четвертные и половинные длительности.
4 балла – абсолютно ритмически точное исполнение фрагмента с первого прослушивания;
3 балла – возможны 1-2 ошибки, исправленные самостоятельно, либо с помощью преподавателя после второго прослушивания;
2 балла – ритмически неточное исполнение фрагмента, ошибки, которые сложно исправить даже с помощью преподавателя.
1 балл – сбивчивое, неровное исполнение, дезорганизованные движения рук.
IV. Эмоциональная отзывчивость на музыку
Высокий уровень:
10 баллов – Ребёнок увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания музыкального произведения; дослушивает музыкальные произведения (фрагменты) до конца; эмоционально активен во время звучания музыки, проявляет эмоции, адекватные музыкальному настроению;
9 баллов – С вниманием слушает музыку, не очень активно воспринимает более длительные по звучанию музыкальные произведения, проявляет заинтересованное отношение к содержанию музыкального образа и целостному его восприятию.
8 баллов – С вниманием слушает музыку, отвлекается при более длительные по звучанию музыкальные произведения, проявляет заинтересованное отношение к содержанию музыкального образа и целостному его восприятию.
Средний (нормативный) уровень:
7 баллов – Продолжительность восприятия незначительная, слушает некоторое время музыку, однако, не дослушав произведение до конца, отвлекается, после чего может вновь включиться в процесс восприятия музыки;
6 баллов – В желании слушать музыку не проявляет инициативы, но на предложение взрослого откликается; характер повторных прослушиваний качественно не изменяется;
5 баллов – Ребенок не проявляет самостоятельности в желании слушать музыку, при этом не отказывается от общения со взрослым, делится впечатлениями о прослушанном, называет понравившиеся произведения.
Низкий уровень:
4 балла – Внимание неустойчивое, ребёнок сразу отвлекается, его сложно заинтересовать звучащей музыкой; продолжительность восприятия незначительная, внимательно слушает начало музыкального произведения, а затем теряет всякий интерес, переключаясь на другую деятельность;
3 балла – при слушании музыки ребёнок пассивен, равнодушен к звучащим музыкальным интонациям, занят своим делом, эмоционально-двигательная активность отсутствует;
2 балла – инициативы в восприятии музыкальных произведений не проявляет и отрицательно реагирует на предложение взрослого послушать музыкальное произведение повторно.
1 балл – Отказывается слушать музыку, не называет любимых произведений.
Направление деятельности «Изобразительное»
Задания приёмных испытаний:
а) Рисунок – постановка из двух предметов простой формы (муляж фруктов, драпировки без складок) при искусственном освещении, бумага ф-т А3, графитный карандаш М, 2М, 3М, B, 2B, 3B.
б) Живопись – постановка из двух предметов простой формы (посуда несложной формы, муляж фруктов, цветные драпировки без складок) при искусственном освещении, бумага ф-т А3, графитный карандаш М, 2М, B, 2B, акварель или гуашь.
в) Композиция – самостоятельная работа по заданной теме, бумага ф-т А3, по выбору (гуашь, акварель, пастель, графитный карандаш).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ
Критериями оценки составляют следующие параметры:
1. Умение компоновать в листе;
2. Умение правильно передавать пропорции предметов;
3. Умение правильно анализировать формы и размера предметов;
4.Умение передавать колористические особенности натюрморта или композиции;
5. Умение завершать работу.
Отметка в баллах Показатели оценки
«1» (один) Неудовлетворительный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету. Композиционное решение находится на неудовлетворительном уровне. Работа не выполнена, имеются грубые ошибки или вообще не выполнены без уважительных причин.
«2» (два) Неудовлетворительный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету. Допущены множественные грубые композиционные ошибки, нарушение пропорций. Нет владения тональным виденьем. Сделаны недопустимые ошибки при выполнении задания.
«3» (три) Почти удовлетворительный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету. Композиционное решение выполнено с ошибками. Имеют место грубые ошибки в пропорциях, в построении. Тональные отношения передаются на уровне начального этапа работы. Работа выполнена частично, не завершена.
«4» (четыре) Удовлетворительный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету. Композиционное решение выполнено с небольшими ошибками. Имеет место наличие существенных ошибок в построении, тональная или цветовая проработка недостаточна, или искажает объём модели. Работа выполнена не полностью, частично.
«5» (пять) Средний уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету. Частичное выполнение работы, поставленные задачи реализованы не все. Допущены ошибки в композиционном и колористическом или тональном решении. Средствами изобразительной техники учащийся владеет на среднем уровне
«6» (шесть) Средний уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету, работа выполнена не полностью, показано среднее владение техникой видов искусств. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Необходимые умения присутствуют. Поставленные задачи реализованы не полностью. Сделано много мелких ошибок.
«7» (семь) Достаточный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету, работа выполнена. Показано хорошее владение техникой видов искусств. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Необходимые умения присутствуют. Полное выполнение задания, но с небольшими пробелами или ошибками. Поставленная задача выполнена. Допускаются незначительные ошибки в тональном или композиционном решении.
«8» (восемь) Достаточный уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету, показано хорошее владение техникой данного вида искусств. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Необходимые умения присутствуют. Поставленные задачи реализованы полностью. Есть несущественные ошибки или недоработки.
«9» (девять) Высокий уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету, работа выполнена полностью, показано отличное владение техникой данного вида искусств. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Необходимые умения присутствуют. Поставленные задачи полностью реализованы.
«10» (десять) Высокий уровень творческих способностей и знаний по данному учебному предмету, способности выявлены превосходно, показано творческое владение техникой данного вида искусств, работа обобщена и завершена. Уровень художественной грамотности соответствует возрасту. Поставленные задачи полностью реализованы. Проявлен индивидуальный, творческий подход к выполнению задания.